Интервью
18:27, 04 июль 2021
361
0

Рустам Ачмиз: "Мы привлекаем к работе молодежь и готовы ее обучать и поддерживать"

После окончания колледжа искусств Рустам Ачмиз мечтал поступить в театральный вуз. Год готовился к вступительным испытаниям и работал актером, а в перерывах между выходами на сцену монтировал декорации в Пушкинском драмтеатре. Его мечта учиться у ведущих мастеров театрального искусства сбылась. Он окончил Краснодарский государственный университет культуры, а затем учился у самого Константина Райкина. Сегодня Рустам Ачмиз является начальником Управления культуры Тахтамукайского района, режиссером, актером театра и кино, основателем и идейным вдохновителем Драматического молодежного театра им.М.Ахеджакова. О том, как все это удается совмещать, он рассказал в интервью «СА».
Рустам Ачмиз: "Мы привлекаем к работе молодежь и готовы ее обучать и поддерживать"
admin
Фото: ranews.online
После окончания колледжа искусств Рустам Ачмиз мечтал поступить в театральный вуз. Год готовился к вступительным испытаниям и работал актером, а в перерывах между выходами на сцену монтировал декорации в Пушкинском драмтеатре. Его мечта учиться у ведущих мастеров театрального искусства сбылась. Он окончил Краснодарский государственный университет культуры, а затем учился у самого Константина Райкина. Сегодня Рустам Ачмиз является начальником Управления культуры Тахтамукайского района, режиссером, актером театра и кино, основателем и идейным вдохновителем Драматического молодежного театра им.М.Ахеджакова. О том, как все это удается совмещать, он рассказал в интервью «СА».

— Почему выбрали профессию режиссера? Вы из творческой семьи?
— Нет, в семье никто не связан с культурой. На выбор профессии повлияла тетя — педагог колледжа искусств, выпускница Российского государственного института сценических искусств в Санкт-Петербурге Сара Халидовна Ачмиз. Она предложила поступить на отделение актерского мастерства, потому что видела мой интерес к искусству: в школьные годы я активно принимал участие в различных мероприятиях. На последних курсах колледжа стал пробовать себя в роли режиссера, ставил небольшие отрывки пьес, к игре в которых привлекал однокурсников. Когда оканчивал колледж, то четко знал, что хочу получить высшее режиссерское образование.
— Вы окончили Высшую школу сценических искусств Константина Райкина, преодолели серьезную конкуренцию на вступительных испытаниях. Расскажите, как это было?
— После окончания факультета режиссуры Краснодарского государственного университета культуры я целый год находился в поисках себя. Думал открыть собственное дело. Но потом понял, что не представляю жизни без сцены. Вновь устроился в Русский драматический театр им.А.Пушкина и стал преподавать в Адыгейском республиканском колледже искусств им.У.Тха­бисимова. В том же году в интернете мне попалось объявление о наборе в Театральную школу Райкина. Подал заявку, но не был уверен, что поступлю. Даже с тетей поспорил — она утверждала, что меня возьмут, а я не верил. Съездил на собеседование и вернулся домой без ответа. А спустя какое-то время мне позвонили и попросили выйти еще на одно собеседование с профессором и руководителем курса, известнейшим российским режиссером Камой Гинкасом. В первые минуты я растерялся. Понимал все, о чем он меня спрашивает, но ответы будто вылетели из головы. Кама Миронович в процессе разговора сумел сделать так, что мне удалось собраться и продемонстрировать свои знания. После этого разговора понял, в чем заключается работа режиссера — «вытащить» из актера все, на что он способен, позволить раскрыть ему свои таланты.

Со своим мастер-классом и моноспектаклем к нам приехал Константин Аркадьевич. Когда вез его в районный Дом культуры, он признался, что впервые будет выступать на аульской сцене. С тех пор между нашим драмтеатром и народным артистом РФ тесная дружба.

До сих пор помню, какая атмосфера царила у нас в аудитории перед началом первого занятия. Всего за несколько часов педагог уже смог показать свои навыки. Он доводил до такого напряжения, что аж дыхание перехватывало, а затем с помощью тогда неведомых мне приемов разряжал обстановку, и мы выдыхали. На таком драйве прошли все три года обучения.
— Как появилась идея создать молодежный театр в Адыгее?
— Эта идея родилась еще в годы учебы в краснодарском вузе. Хотелось сделать нечто, не похожее ни на какие другие театры — мне всегда нравился пластический театр. Его основные особенности — эмоциональная выразительность, стилизованное движение и чаще всего — отказ от использования голоса. Уверен, что к этой задумке мы обратимся в будущем. Когда учился в Москве, то как-то раз спросил Константина Райкина, приедет ли он к нам в республику, если я открою театр. Он сказал — да и сдержал свое слово. В конце 2018 года благодаря поддержке главы Тахтамукайского района Азмета Схаляхо театр получил путевку в жизнь. А год спустя со своим мастер-классом и моноспектаклем к нам приехал Константин Аркадьевич. Когда вез его в районный Дом культуры, он признался, что впервые будет выступать на аульской сцене. С тех пор между нашим драмтеатром и народным артистом РФ тесная дружба. Буквально на днях наша труппа вернулась из Москвы, где провела неделю. Актеры посещали спектакли «Сатирикона», худруком которого является Райкин, и других театров, мастер-классы Константина Аркадьевича и еще нескольких педагогов Высшей школы сценических искусств. Мы заключили договор, что Райкин проведет творческую лабораторию, в рамках которой под его наставничеством драмтеатр поставит спектакль. Он войдет в постоянный репертуар ДМТ.
Рустам Ачмиз: "Мы привлекаем к работе молодежь и готовы ее обучать и поддерживать"

— Что представляет собой Драматический молодежный театр?
— Труппа состоит из восьми человек. Несколько ребят — мои бывшие студенты, которые из Майкопа переехали жить в район. Не у всех есть профессиональное образование, но они обладают одним важным качеством — большим желанием состояться в творческой профессии. Самым трудным показался первый год работы. Передо мной стояла задача сделать коллектив единым организмом. Мы не брались за серьезные произведения, весь год работали над детскими сказками. Вместе с актерами вернулся в студенческое время. Каждый наш день начинался с новой главы одной из книг Станиславского, к его трудам мы обращаемся и сейчас. Актеру необходимо постоянно работать над собой. А кроме того, нельзя надолго оставлять труппу вариться в собственном соку. Необходимо регулярно выезжать, смотреть на работу других театров и в поездках анализировать, в правильном ли направлении мы движемся.
Сегодня театр существует без технического цеха, художника по костюмам и монтировщика сцены. Мы молоды и находимся в начале творческого пути, пока делаем все сами, а в будущем планируем расширение.

— В мае этого года ДМТ представил премьеру спектакля «Я еще не хочу умирать», рассказывающего о блокадном Ленинграде…
— Спектакль поставлен по мотивам произведений Людмилы Никольской «Должна остаться живой» и Олега Шестинского «Блокадные новеллы». Мы работали над ним с прошлого года, но из-за ограничений в связи с пандемией не смогли показать раньше. Это история о маленьких жителях Ленинграда, которым пришлось пройти через все тяготы военного времени: голод, холод, гибель родных. Это первая серьезная работа для актеров. Считаю, что они полностью справились со своей задачей. Не люблю слово «играть» — они прожили свою роль на сцене. 30 июня мы покажем постановку в Госфилармонии РА в 19.00. А осенью начнем работать над комедией на адыгейском языке по пьесе Аскера Евтыха «Ася».
— Как вы успеваете совмещать управленческую деятельность и творческую? И что вам ближе?
— Друзья и родные часто обижаются, что редко вижусь с ними. Все время на работе или в поездках. Совмещать получается, но это далеко не просто. Творческая деятельность — близка по духу, а руководящая должность начальника Управления культурой района — большой и интересный опыт. Целый день посвящаю административной работе, а вечером остаюсь, чтобы подготовить какое-либо мероприятие и использовать уже свои режиссерские навыки. Если трудимся над крупным проектом, то можем с коллегами провести на работе и всю ночь. В сфере культуры важно гореть своим делом, ведь мы создаем праздник для людей, отвечаем за настроение и приобщаем к искусству. На работу привлекаю молодых ребят, независимо от наличия образования, мы готовы им помогать и обучать, главное — их большое желание. Для меня важно, чтобы рядом были единомышленники.
— Какие творческие проекты реализовываете в Тахтамукайском районе?
— К масштабным проектам относятся межрегиональные фестивали «Дышъэ тандж» и «Адыгэ шъау» (он проводится в честь Хазрета Меджидовича Совмена). Эти фестивали существуют много лет подряд и давно полюбились участникам. Из новых — большой ЭтноПроект «Адыги». Он включает в себя танцы и песни, показ национальной одежды молодых модельеров республики. ЭтноПроект мы показывали в соседних регионах, в Москве и за границей. Несколько лет назад создали фестиваль адыгской культуры «Адыги», который проводится на базе ТЦ «Мега-Адыгея». Мероприятие посвящено народной культуре, традициям и ремеслам и ежегодно собирает порядка 600 участников и более 50 тыс. зрителей. Недавно телеканал «Мир» снимал адыгскую свадьбу в ауле Псейтук. Постановкой праздника полностью занимались учреждения культуры района.
— Вы еще и снимаетесь. Наверняка есть большая разница между работой в кино и в театре?
— Безусловно. В театре все происходит в реальном времени, и у тебя нет права на ошибку, а в кино всегда можно снять новый дубль. Еще со студенческих лет часто снимался в короткометражках и рекламах. Самый большой проект, в котором участвовал, — сериал «Крепость Бадабер», снятый для Первого канала. В проект попал на эпизодическую роль, но после первой смены съемок режиссер пригласил на полноценную роль второго плана. До этого снимался в двух сериях «Морских дьяволов». Работал с адыгским режиссером Аскарбием Нагаплевым в его документальном фильме «Черкешенка». Два предыдущих года были настолько загружены, что времени на кино, которое для меня является хобби, не оставалось. А в этом году участвую в двух проектах. В комедии для ТНТ «Зог» играю гаишника. В сериале НТВ «Дельфин» у меня роль местного авторитета Феди.
— Гаишник и преступник — противоположные амплуа. На какую роль вы точно бы не согласились?
— Отказываюсь от предложения, если мой герой по сценарию использует нецензурную лексику, а также если есть откровенные сцены. Работа в кино дала мне много технических знаний, например, по монтажу и раскадровке, которые активно использую в работе. В ближайшее время с театром планируем создавать короткометражки.
— У вас, как у режиссера, наверняка есть спектакль, который вы мечтаете поставить больше других?
— Это спектакль «…А зори здесь тихие». С детских лет люблю этот фильм, и все увиденные постановки по этому произведению невольно сравниваю с ним. Точно знаю, как буду работать над спектаклем, какой режиссерский ход применю и чего делать не стану. Еще одна мечта — «Макбет» по Уилья­му Шекспиру. Но это в более долгосрочной перспективе.
Анонс
В Госфилармонии Адыгеи 30 июня в 19.00 состоится показ спектакля «Я еще не хочу умирать» Драматического молодежного театра им.М.Ахеджакова.
Новые театральные работы осуществляются в рамках федерального проекта «Культура малой Родины» по направлению «Театры — детям» партии «Единая Россия».
Действующие лица: Наталья Васильевна — Зарина Даутова, Таня — Асиет Хуаж, Шурка — Латмир Берзегов, Юра — Адам Шефруков, Аркадий Константинович — Артур Набоков, Маня — Сусанна Тхаркахова, солдаты — Адам Кубов, Рустам Шалов, Артур Набоков, Адам Шефруков.
Режиссер-постановщик — заслуженный деятель искусств РА Рустам Ачмиз, художественный руководитель — Адам Кубов, художник по костюмам — Ирина Антипина. Источник: Газета Советская Адыгея
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)