Диаспора
19:33, 05 август 2020
1 834
0

Ко дню репатрианта. История возвращения. Бибарс Гиш

Далекой осенью 2012 года трое человек спешно оставили свой дом в сирийском Алеппо и с небольшими дорожными рюкзаками уехали искать мирную жизнь на историческую родину — в Адыгею. Опережая времяБибарс Гиш и его мама Нуха Апазау сидят на скамейке под тенью раскидистого дерева и вспоминают события последнего десятилетия. — Мы всегда хотели переехать в Адыгею, но не думали, что это будет так. Начавшаяся война на много лет ускорила наши планы. Пришлось бросить все: хорошую работу, дом, даже вещи в шкафах так и остались висеть. Мы уезжали ненадолго, думали переждать военные действия и вернуться назад сразу, как все утихнет. Как видите, мы до сих пор здесь, — рассказывает улыбчивая Нуха. Сейчас в их сирийском доме живут родственники, они и приглядывают за сохранностью имущества. Возможно, однажды его получится продать.
Ко дню репатрианта. История возвращения. Бибарс Гиш
admin
Фото: ranews.online

Далекой осенью 2012 года трое человек спешно оставили свой дом в сирийском Алеппо и с небольшими дорожными рюкзаками уехали искать мирную жизнь на историческую родину — в Адыгею.

Опережая время

Бибарс Гиш и его мама Нуха Апазау сидят на скамейке под тенью раскидистого дерева и вспоминают события последнего десятилетия.
— Мы всегда хотели переехать в Адыгею, но не думали, что это будет так. Начавшаяся война на много лет ускорила наши планы. Пришлось бросить все: хорошую работу, дом, даже вещи в шкафах так и остались висеть. Мы уезжали ненадолго, думали переждать военные действия и вернуться назад сразу, как все утихнет. Как видите, мы до сих пор здесь, — рассказывает улыбчивая Нуха.
Сейчас в их сирийском доме живут родственники, они и приглядывают за сохранностью имущества. Возможно, однажды его получится продать.
— Многие наши друзья и родные уехали из Сирии вслед за нами. Мы стараемся поддерживать друг друга морально, иногда материально. Каждый год мы собираемся большой семьей и примерно месяц живем у кого-то дома, проводим вместе много времени. Чтобы вы понимали масштаб — это 5 маминых сестер, у каждой из которых по 4-5 детей, а у кого-то уже и внуки. Нас собирается человек 40, и соседи порой думают, что это свадьба, — рассказывает Бибарс Гиш.
Но переехали не все. Родственники по линии Джамала Гиша, отца Бибарса, и по сей день живут в Сирии. За эти годы они привыкли жить по соседству с войной, смогли устроить свою жизнь в новых условиях. Нуха и Джамал ежедневно созваниваются с ними по телефону, поддерживая теплые отношения.

С чистого листа

На момент переезда Бибарсу было 16 лет. Он поступил в Майкопскую гимназию №1, а его старшая сестра уже была студенткой АГУ (она уехала еще до войны). Адаптация к исторической родине была непростой.
— Мы прекрасно знали адыгейский язык, культуру и обычаи своего народа. Наши деды жили здесь, и мы бережно хранили знания, полученные от них. Но мы не были готовы к переезду, — вспоминает Нуха Апазау.
Спустя пару месяцев семья уехала в Нальчик, где прожила целых 6 лет. Тут брат и сестра получили высшее образование, а супруги устроились на местный завод по изготовлению изделий из пластмассы.
Старшую школу Бибарс Гиш окончил в Нальчике. Как он сам признается, это было непросто. Русский язык приходилось учить с нуля, времени на раскачку не было.
— Подружился с двумя одноклассниками, и мы много времени проводили вместе. Я знал фразу на русском «Что это?» и постоянно ее повторял, а ребята отвечали мне. «Что это?» — «Дерево», «Что это?» — «Озеро», так и учил язык. Уже в 11 классе пошел на курсы русского языка, чтобы сдать ЕГЭ. Получил, кстати, 70 баллов, — вспоминает Бибарс.
Сейчас он прекрасно говорит по-русски.

Мечты и планы

После того, как дети окончили вузы, семья вернулась в Адыгею и начала строить свой дом. Их было снова трое — дочь уехала в Москву. Сейчас она аспирант, изучает челюстно-лицевую хирургию. А сын помогает родителям.
Семья Бибарса Гиша ни капли не жалеет о принятом решении переехать в Адыгею и ни за что не стала бы его менять.
— Адыгея — родина наших предков, мы здесь счастливы, — говорят мать и сын.
Сейчас семья живет в своем собственном доме, который они построили в ауле Мафэхабль. Нуха ведет подсобное хозяйство. На ее грядках растут баклажаны, кабачки, помидоры и все, что необходимо на столе.
Сегодня у них есть крыша над головой, дети получили образование, появились новые друзья и самое главное — мирная жизнь. Бибарс Гиш уже сдал экзамен на получение гражданства, сейчас идет процедура оформления его паспорта. Сестра планирует сдавать экзамен после ординатуры.
Впереди у семьи — целая жизнь, мечты и планы.
— Сестра мечтает открыть в Майкопе свою стоматологическую клинику, а я заинтересовался маркетингом. Сейчас изучаю эту тему и в ближайшем будущем хочу открыть свое SMM-агентство, — улыбается Бибарс.
А еще они счастливы и уверены, что сделали правильный выбор, вернувшись на историческую родину.

Справка

В этом году День репатрианта отмечают в 22-й раз. Памятная дата была установлена в 1998 году в честь возвращения на историческую родину адыгских соотечественников, выехавших из зоны вооруженного конфликта в автономном крае Косово. По данным Центра адаптации репатриантов, сегодня в республике проживают около 2000 репатриантов, вернувшихся из разных стран — Турции, Сирии, Иордании, Израиля, государств Европы.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики:
В Адыгее родители 597 детей получают ежемесячную выплату из маткапитала
В Адыгее родители 597 детей получают ежемесячную выплату из маткапитала
Ежемесячную выплату из материнского капитала могут получить семьи с доходами ниже двух региональных прожиточных минимумов на душу населения в месяц вне зависимости от очередности рождения ребенка...
Общество
143
0