Интервью
13:59, 24 декабрь 2020
146
0

Игорь Потапкин: «Кто-то играет в шахматы, а кто-то летает»

Более 9,7 тысячи километров от Санкт-Петербурга до Владивостока за 69 дней. Это новый мировой рекорд по дальности перелета на мотопараплане. Его установил минувшим летом уроженец Адыгеи, многократный чемпион мира и Европы по мотопарапланерному спорту, мастер спорта международного класса, вице-президент Объединенной федерации сверхлегкой авиации России, руководитель Майкопского парапланерного Клуба «Полет» (ДОСААФ) Игорь Потапкин. О том, как это было, он рассказал в интервью «СА».
Игорь Потапкин: «Кто-то играет в шахматы, а кто-то летает»
admin
Фото: ranews.online
Игорь Потапкин: «Кто-то играет в шахматы, а кто-то летает»
Более 9,7 тысячи километров от Санкт-Петербурга до Владивостока за 69 дней. Это новый мировой рекорд по дальности перелета на мотопараплане. Его установил минувшим летом уроженец Адыгеи, многократный чемпион мира и Европы по мотопарапланерному спорту, мастер спорта международного класса, вице-президент Объединенной федерации сверхлегкой авиации России, руководитель Майкопского парапланерного Клуба «Полет» (ДОСААФ) Игорь Потапкин. О том, как это было, он рассказал в интервью «СА».

— Игорь, с чего началась ваша жизнь в небе?
— Увлечение небом началось в детстве с мечты летать — попробовал, и меня не отпустило. Сначала в 14 лет мне захотелось прыгнуть с парашютом. Отец был категорически против, пришлось его уговаривать, и в итоге он сдался. Так я попал в клуб ДОСААФ. Когда совершил 5, 10, 100 прыжков и все со мной было в порядке, отец немного успокоился. Он приходил на показательные выступления, смотрел, но никогда ничего не говорил. Думаю, он был рад, что все хорошо, но по-прежнему не одобрял. А еще я думаю, что сейчас он гордится мной. После парашюта увлекся парапланом, дельтапланом, сейчас осваиваю двухместные легкомоторные самолеты А-22, «Евростар», «Спорткруизер». Мечтаю освоить вертолет. Небо — это здорово!
— Как семья относится к вашему увлечению?
— Тоже летает. Оба сына — пилоты. Младший впервые поднялся в небо в 11 месяцев, а сейчас ему уже 16 лет, и он сам управляет крылом. Супруга всегда поддерживает меня, очень этому рад. У каждого человека должно быть увлечение. Кто-то играет в шахматы, а кто-то летает...
— Этим летом вы пролетели через всю страну. Как возникла идея такого путешествия?
— Я летаю уже 34 года. За эти годы поучаствовал во многих соревнованиях и фестивалях, на которых нашел себе друзей из разных уголков страны. Они всегда приглашают к себе в гости. Вот и решил с ними увидеться. Прошлым летом мы начали подготовку, собрали команду, снаряжение и планировали совершить тренировочный полет из Москвы в Майкоп. Но, к сожалению, весной началась пандемия, и все региональные границы закрылись.

Последние минуты в воздухе — и финиш. Мне не верилось, что мы это сделали. Да многие не верили, даже из пилотов большой и сверхлегкой авиации, которые говорили, что это нереально

Решили не искушать судьбу и летали по коротким маршрутам вокруг своей площадки. Но такие перелеты не показатель, ведь, когда летишь 1000 км, сталкиваешься с совсем другими вопросами: как заправляться, где садиться, как подбирать площадки, как отдыхать, по какому распорядку жить. Нужно было понять «технологию» длительного перелета, но такой возможности у нас не было. Тем не менее мы справились.
— Вы установили новый мировой рекорд. Он будет зарегистрирован?
— Мы совершили перелет из Санкт-Петербурга во Владивосток, преодолев по небу 9735 км. На такие расстояния не летал ни один параплан в мире. Во время полета наш трек фиксировался специальным оборудованием. Сейчас информация обрабатывается в Федеральной авиационной службе в Москве, и по итогу нам засчитают рекорд. А еще мы подадим заявку в Книгу рекордов Гиннесса, почему бы и нет.
— По какому маршруту вы летели?
— Мы пролетели над Санкт-Петербургом, Вологдой, Ярославлем, Костромой, Иваново, Нижним Новгородом, Чебоксарами, Казанью, Уфой, Челябинском, Курганом, Тюменью, Омском, Новосибирском, Кемерово, Красноярском, Иркутском, Улан-Удэ, Читой, Благовещенском, Биробиджаном, Хабаровском и Владивостоком. В общей сложности пролетели над двадцатью тремя регионами нашей страны.
Сначала маршрут складывался на карте в виде точек и пунктиров. А сейчас я смотрю на любую из этих точек и вспоминаю, как она выглядит в реальности, какой там рельеф, какие люди, что есть интересного.
— Какие места запомнились больше всего?
— Очень понравились Байкал, Забайкалье, Иркутск. Благовещенск чем-то похож на Майкоп — такой же чистый, уютный, зеленый, с прямыми улицами. Когда летели вдоль Амура, видели огни Китая, и это было интересно! Мы договорились с местными властями, пограничниками и провели там парад. А еще побывали на Космодроме «Восточный» и пролетели над площадкой, откуда стартуют ракеты. Самые запоминающиеся и прекрасные виды с неба — на Красноярск с петляющим Енисеем и Владивосток, окруженный водой.
— Что вы делали в полете?
— Созерцали. Ведь под нами были новые места, неповторимые, красивые. Мы были там впервые, и не хотелось ни на что отвлекаться. Ну и, конечно же, делали фото и видео, чтобы поделиться потом с друзьями и сделать фильм.
— Это будет фильм о вашем путешествии?
— И не только. Одна из тем — «Люди. Небо. Крылья» — мы расскажем о людях, которые любят летать и посвящают этому свою жизнь. О небе, крыльях и тех, кто пришел в малую и сверхлегкую авиацию. И, конечно, хочется рассказать обо всем, что мы сами увидели, оставить память о нашем приключении, потому что такое бывает не каждый год, а может, и раз в жизни.
— Во время перелета вы делали остановки в разных городах. Как проводили время там?
— Проводили мастер-классы с местными пилотами-спортсменами для повышения уровня летного мастерства, а для жителей совершали показательные выступления пилотажной группы с лентой и флагом. Знакомили молодежь с техникой сверхлегкой авиации. Нас везде встречали с радостью.
— С какими трудностями столкнулись во время перелета?
— С погодой, которая всегда непредсказуема. Бывали и дожди, и грозы, даже тайфуны. Когда дул сильный встречный ветер, приходилось буквально ползти по маршруту. А когда летели вдоль южного берега Байкала, за один полет трижды входили в дождевое облако, намокали и сушили крылья прямо на лету. Бывало, и в грозу попадали, а это всегда напрягает психологически, потому что крыло начинает раскачивать, кидать из стороны в сторону. На участке от Хабаровска до Владивостока было сложнее всего — там заходили тайфун за тайфуном. До финиша было так близко, но мы не могли лететь. Приходилось буквально вырывать свою победу. Мы хотели финишировать с лентой на острове Русском и в итоге сделали это.
— Было страшно?
— Были моменты, когда было страшно за жизнь. В основном это грозы и связанная с ними турбулентность. Но вообще все авиационные виды спорта — волевые. Ты продолжаешь маршрут либо оцениваешь обстановку и вовремя принимаешь решение о посадке.
— Случались ли инциденты на маршруте?
— В целом могу сказать, что маршрут мы прошли без происшествий, все было безопасно. Во многом это благодаря нашей команде и местным пилотам, которые подсказывали, как лучше и безопаснее пройти тот или иной отрезок, например Уральские горы или подход к Владивостоку.
— Самое яркое приключение во время вашего путешествия?
— Гроза, которая пришла ночью в лагерь, разметала и порвала все палатки. Палатка Леши Гореленкова превратилась в перекати-поле, и он рассказывал, как катился в ней и не понимал, где выход. Его успокаивало только то, что позади лес и дальше деревьев его не унесет. А бывало, просыпаешься, а в палатке бассейн — такие дожди шли, что вода была повсюду.
— Расскажите о своей команде, кто и как в ней оказался?
— Команда состоит из девяти человек, среди которых сильные спортсмены, призеры, чемпионы и обладатели кубков России, а также представители съемочной группы. Я собрал тех людей, которые смогли бы преодолеть этот маршрут. В их числе авиамеханик — мой близкий друг, пилот и бывший ученик Алексей Гореленков. С нами преодолела весь путь и моя супруга Наталья. Она передвигалась по земле — была за рулем машины сопровождения и отвечала за организацию быта. Потом к нам примкнул еще один мой товарищ, энтузиаст-путешественник. Он был взят автомехаником, чтобы в случае поломки быстро починить автомобиль. А еще совершенно неожиданно к нам присоединился один пилот, уже пенсионер, летающий на паралете. Сначала он решил пролететь с нами 1000 км до Владимира. А потом до Нижнего Новгорода. Затем он продлил свой маршрут до Уфы, Омска, долетел до Байкала. А там уже подумал: да тут осталось-то всего ничего — и полетел до конца. Еще были режиссер и оператор, которых мы взяли, чтобы они снимали фильм. Всего нас было 9 человек, в небе же постоянно находились только двое — я и мой товарищ Игорь Коновалов.
— Пилоты из других регионов знали о вашем перелете?
— Все сообщество сверхлегкой авиации знало о нашем проекте. Поэтому нас ждали и поддерживали, отслеживали наши перемещения. Люди нас встречали с радостью, причем было такое чувство, что я их всегда знал. Они помогали нам в бытовом плане, делились горючим. Такой перелет — довольно дорогая затея, поэтому я очень благодарен всем, кто помог нам. Сейчас у нас в каждом регионе есть друзья, и это здорово! Многие пилоты нас поддержали и пролетели с нами какую-то часть маршрута, создав массовость. Мы назвали это парамотоэстафетой.
— Какие цели вы ставили перед собой, планируя этот перелет?
— Одна из них — поставить рекорд, улететь на 9700 км. Помимо этого, мы очень хотели привлечь внимание к авиации. В целом наш проект посвящен популяризации авиационных видов спорта. Очень хочется, чтобы авиация развивалась в республике, в стране. Чтобы аэродромы, зарастающие травой и деревьями, ожили. Хочется видеть больше самолетов. Мы привлекали детей, рассказывали им о небе. Кроме того, в честь 75-летия Победы изготовили 75-метровую георгиевскую ленту, которую пронесли через всю страну.
— Когда вы финишировали, что почувствовали?
— Это было 31 августа, последний день лета, остров Русский. Последние минуты в воздухе — и финиш. Мне не верилось, что мы это сделали. Да многие не верили, даже из пилотов большой и сверхлегкой авиации, которые говорили, что это нереально. Тем не менее у нас получилось! Мы ликовали! Все, кто следил за нами, звонили и поздравляли. Это было счастье.
— Устали от неба? Какие теперь планы?
— Нисколько не устал, полетов много не бывает. Меня пригласили в кругосветное путешествие на мотопараплане.  А почему бы и нет? Но к этому надо серьезно подготовиться. В скором времени предстоит встреча с Федором Конюховым, будем обсуждать детали.
  Источник: Газета Советская Адыгея
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики:
В Адыгее родители 597 детей получают ежемесячную выплату из маткапитала
В Адыгее родители 597 детей получают ежемесячную выплату из маткапитала
Ежемесячную выплату из материнского капитала могут получить семьи с доходами ниже двух региональных прожиточных минимумов на душу населения в месяц вне зависимости от очередности рождения ребенка...
Общество
155
0