Статьи
19:34, 05 декабрь 2020
109
0

Уильям Симпсон рисовал черкесов

William Simpson (1823-1899) - шотландский художник, участник Крымской войны 1853-1856 гг.. "Осенью 1855 года У. Симпсон сопровождает бывшего военного министра Англии Генри Пелэм-Клинтона 5-го герцога Ньюкасла в его поездке в Черкессию. После падения правительства лорда Абердина в январе 1855 года и отставки со своего поста герцог Ньюкасл совершил поездку по Черному морю и Крыму с целью изучить состояние армии, характер местности и положение дел в Черкеcсии...
Уильям Симпсон рисовал черкесов
admin
Фото: ranews.online

William Simpson (1823-1899) - шотландский художник, участник Крымской войны 1853-1856 гг..

"Осенью 1855 года У. Симпсон сопровождает бывшего военного министра Англии Генри Пелэм-Клинтона 5-го герцога Ньюкасла в его поездке в Черкессию. После падения правительства лорда Абердина в январе 1855 года и отставки со своего поста герцог Ньюкасл совершил поездку по Черному морю и Крыму с целью изучить состояние армии, характер местности и положение дел в Черкеcсии.

Путешествие в неведомые земли вызвало у Симпсона величайший интерес, во многом он чувствовал себя первооткрывателем. В автобиографии художник пишет, что британцев посетивших Черкессию до Крымской войны можно пересчитать по пальцам одной руки. Симпсон был проводником герцога Ньюкасла в Крыму (художник показывал бывшему министру поля сражений), и впоследствии ему было предложено сопровождать Ньюкасла по Черкесии и сделать ряд рисунков. Партия, которая включала слугу герцога Лукку, знавшего многие языки народов Кавказа, писателя Лоренса Олифанта и морского художника, Освальда Брайерли, отплыла 29 сентября 1855 г. на пароходе Highflier, вскоре после падения Севастополя. Путешественников сопровождала большая группа патриотически настроенных черкесов.

Уильям Симпсон рисовал черкесов

После высадки в Анапе 3 октября, в сопровождении большой партии черкесов отряд отправился к р. Кубань, что нашло отражение в одном из рисунков У. Симпсона. Здесь, чтобы показать свою решительность и удаль англичанам, черкесы совершили нападение на русский форт, завершившееся перестрелкой обоих сторон.

Особое внимание У.Симпсона после этого боя привлекла хирургическая операция по извлечению пули из тела раненого с помощью грубого ножа. При этом раненый, несмотря на смертельную бледность, улыбался и спокойно говорил с окружающими. Когда Симпсон поинтересовался в чем причина такого стоицизма, то ему ответили, что если бы показал любые признаки слабости, стонал или плакал от боли, то его бы одели в женское платье, чтобы показать, что он не мужчина.

Следующей остановкой отряда был Новороссийский форт, неподалеку от которого англичане приняли участие в черкесских поминальных обрядах. После посещения Геленджикского форта отряд, в сопровождении черкесов, отправляется в длительное путешествие по суше. В своих записках Симпсон подробно описывает кунацкую и обычаи гостеприимства, у черкесов приводя и интересную поговорку о трех великих добродетелях:

«острый меч, сладкий язык и сорок блюд».

Первая из этих добродетелей символ храбрости, вторая красноречия, а третья гостеприимства. Замечательно, что документальный материал у Симпсона сопровождается живописным рядом – обед в кунацкой изображен им на рисунке «Лагерь в Черкесии». На нем изображена внутренняя часть традиционного черкесского дома. На переднем плане посуда и трехногие столики анне. Герцог Ньюскал изображен на почетном месте напротив очага. Большое внимание Симпсон уделял изображениям одежды черкесов, как он пишет:

«Мои эскизы были сделаны больше для изображения костюмов, чем портретов».

[img]"[/img]

К изображению черкесских костюмов и быта художник возвращается и через много лет после посещения Черкессии. Так, замечательный акварельный рисунок «Черкесы на реке Субаши» выполнен им по раннему эскизу, двадцать лет спустя после путешествия, в 1876 году, для книги Picturesque People: Being Groups from all Quarters of the Globe (Колоритные люди представители всех частей света). Как большую удачу, Симпсон описывает то, что ему удалось на мысе Адлер, сделать с натуры, эскиз древнего обряда похищения невесты.

Особый интерес представляет рисунок художника «Черкесы у форта Вайя», датированный 8 октября 1855 года. На этой акварели Симпсон уделяет большое внимание и одежде черкесов и архитектуре форта и окружающему пейзажу. Это единственное живописное изображение Лазаревского форта, созданное с почти фотографической точностью. По рельефу местности можно и сейчас точно определить место откуда художник вел зарисовку. На рисунке У. Симпсон прекрасно детализирует и одежду черкесов и архитектуру форта. Стоящий впереди молодой человек в синей черкеске возможно Лукка переводчик герцога. В Вайя герцог взял на борт по его просьбе наиба – священника, пророка и принца среди черкесов вместе с сотней последователей. Наиб недавно участвовал в нескольких сражениях с русскими.

Возможно здесь речь идет о Магомед Эмине. Уильяму Симпсону принадлежат и первые изображения сочинских дольменов из долины реки Шахе, выполненные так же с большой точностью. На рисунке приведены изображения одного и того же дольмена, выполненные У. Симпсоном более ста лет спустя и известным исследователем дольменов Кавказа В.И. Марковиным. Изображенный дольмен на переднем плане можно сравнить с его современной фотографией. Еще в XIX веке рисунки кавказских дольменов У. Симпсона широко используются западноевропейскими исследователями мегалитов. К сожалению, отечественными исследователями дольменов Западного Кавказа в историографии рисунки и записки У. Симпсона не упоминаются. А между тем, в долине Шахе, он записывает услышанный от местных черкесов оригинальный вариант легенды о кавказских дольменах:

«Именно в северной части Черкессии, мы в один прекрасный день натолкнулись на очень большие гробницы, относящиеся к древним эпохам. Это были грубо обработанные, огромные мегалитические гробницы с каменными крышками. Черкесы рассказали, что в этой стране в древние времена жили две расы гигантов и карликов. Гиганты держали карликов в этих сооружениях, как в тюрьме, и через небольшое отверстие в каждом мегалите гиганты кормили своих маленьких заключенных. Рассматривая эти памятники как гробницы, приходим к естественному выводу, судя по другим примерам, что отверстия были предназначены для приношения продуктов питания и т.д., умершим. Есть два эскиза этих гробниц в моих книгах, датированных 18 октября 1855 года. Лонгворт описывает раскопки Беллом (Якуб-беком, как называли его черкесы) пирамиды или кургана, в котором была найдена грубая циста*, не содержащая ничего, кроме нескольких фрагментов терракоты»

Источник
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики:
В Адыгее родители 597 детей получают ежемесячную выплату из маткапитала
В Адыгее родители 597 детей получают ежемесячную выплату из маткапитала
Ежемесячную выплату из материнского капитала могут получить семьи с доходами ниже двух региональных прожиточных минимумов на душу населения в месяц вне зависимости от очередности рождения ребенка...
Общество
44
0